Курсы повышения квалификации для преподавателей: осознанная необходимость или неоправданное излишество?
- 23.06.2014
- Автор блога:
Любая профессия требует развития, особенно это касается преподавательской деятельности, и многократно «особенно» это относится к преподавателям английского языка, поскольку этот язык стремительно развивается.
Более того, изменяется не только сама структура языка, но и методики его преподавания. Ежегодно в помощь учителю предлагаются новые, более эффективные пути овладения иностранным. Однако традиционные схемы во многом консервативны: классический подход тиражируется от учебника к учебнику, повторяясь в десятках новых изданий. А между тем устоявшиеся принципы преподавания, в которых основной упор делается на грамматику и перевод как способ проверки усвоения грамматических конструкций, постепенно теряют свою эффективность.
Сегодня на первый план выходит общение, и в этом плане язык уже не выглядит какой–то отвлечённой наукой правильного употребления артиклей или представления о временных формах. Язык как способ коммуникации, как умение говорить — именно такой подход к изучению иностранного предлагают курсы повышения английского языка за рубежом.
Современная методика овладения иностранным языком вовсе не отрицает грамматики и совершенно не стремится отойти от правильного употребления новых конструкций с опорой на грамматическую базу родного языка. Однако овладение незнакомыми грамматическими структурами рассматривается в тесной связи с речью, с возможностью в разговоре выразить свою мысль. Современные курсы повышения английского выстраивают несколько иную схему, в основе которой лежит коммуникативный подход. Иностранным языком нужно научиться пользоваться как формой общения для того чтобы уметь выразить своё содержание. Таким образом, в своей работе преподаватель должен использовать дополнительные приёмы, благодаря которым на уроке создаются условия для говорения. Ученикам не только предлагается учиться понимать смысл прочитанного, но и услышанного. Они тренируются в разговорном обмене информацией, в умении выражать свои мысли вслух.
У преподавателей, получивших в ВУЗах классическое представление о методиках обучения языку, возникает масса вопросов, в числе которых, например, такие:
- Как весь урок вести на английском языке?
- Как избежать перевода каждой произнесённой фразы?
- Как контролировать работу учеников в группах?
- Как в новых условиях учить слова?
- Как и, главное, чему учить, если грамматический материал предлагается только «по старым правилам»?
Ответы на эти и многие другие вопросы даются на курсах повышения квалификации преподавателей английского языка.
Спрос на профессионалов в условиях превалирования коммуникативного подхода сегодня огромен, поскольку далеко не каждый дипломированный выпускник вуза обладает необходимым уровнем владения иностранным. Это проблема не только нашей страны, она актуальна на международном уровне, благодаря чему Кембриджский экзаменационный синдикат разработал новый стандарт для учителей, проверяющий владение методикой преподавания английского языка. Цель экзамена — не просто проверить, но помочь учителю получить нормальную теоретическую базу для своей работы и дальнейшего совершенствования профессионального уровня.
Курсы повышения английского языка необходимы преподавателям, которые открыты новым знаниям, для которых желание учиться (чтобы учить правильно!) всегда остаётся на главном месте.