Курс финского Osaatko suomea? Урок 20
- 28.02.2010
- Автор блога: Наталья Кальвинова
- Категория: Курс финского языка
Osaatko suomea? Урок 20
Мы открыли новую тему в предыдущем уроке: Типы предложений/Lausetyyppejä.
Продолжая её, остановим свое внимание на основном предложении, содержащем прямое дополнение.
Узнаем, какие падежи называют падежами прямого дополнения, уточним условия их появления.
Peruslause/основное предложение:
Objektin sijat/падежи прямого дополнения:
Partitiivi/партитив
Akkusatiivi/аккузатив:
n-Akkusatiivi/аккузатив единственного числа или yksikön genetiivi
t-Akkusatiivi/аккузатив множественного числа или monikon nominatiivi
Päätteetön akkusatiivi/аккузатив без окончания или yksikön nominatiivi
Но в начале урока попробуем перевести небольшое стихотворение, которое знают школьники в Финляндии.
Оно посвящается всем отцам в канун достаточно нового финского праздника — Дня отца (isän päivä). Этот праздник проводят в школах в субботу перед вторым воскресеньем ноября. В большом зале школы идет концерт, в котором участвуют дети. Зрителями являются родители, дети, бабушки и дедушки. Школу в этот день посещают семьями. Работающих в этот день отцов обязательно отпускают с работы пораньше, чтобы у них и у их детей была прекрасная возможность выполнить свой долг и осуществить свои надежды: сказать друг другу слова любви и преданности. В этот день поднимают флаг, в том числе, во дворе каждого дома. А дома отца ждет праздничный обед, а также подарки, изготовленные руками детей. Поздравления получают также дедушки. День отцов есть во многих странах Европы, в Финляндии он освещается в средствах массовой информации. Обычно к этому дню государство и его граждане оказывают поддержку отцам, которые воспитывают детей одни или имеют низкий доход. В семьях, потерявших отцов и дедов, вспоминают их и зажигают свечи.
День матери празднуют в Финляндии уже очень давно во второе воскресенье мая. 8 марта в Финляндии имеет оттенок привнесенной мировой исторической и культурной традиции (kansainvälinen naisten päivä), и является рабочим днем. Днем влюбленных или Днем друзей (ystävän päivä) называют День Святого Валентина, 14 февраля.
Возвращаясь к ISÄN PÄIVÄ, я благодарю заранее (Kiitän Teitä etukäteen) того, кто откроет нам автора традиционного в этот день стихотворения, т.к. я его не знаю.
Voi enoja olla monta
ja vaareja kaksittain
ja setiä tusinan verran
mutta yksi isä vain!
Tämän laulun ma isälle laulan
minä tiedän hän tuntee sen,
että silloin tällöin varmaan
minä häntä ajattelen.
Sillä isä on minulle rakas
on kätensä lämmin niin
ja sylinsä turvallinen
minä sinne tahtoisin.
Словарь: voida-мочь, eno-дядя (брат матери), olla-быть (voi olla-может быть), monta-много, ja-и, setä-дядя (брат отца), kaksittain-по-два, vaari-дедушка, tusina-дюжина, verrata-сравнивать, mutta-но,а, yksi-один, isä-отец, vain-лишь, tämä-эта, laulu-песня, ma/minä-я, laulaa-петь, tietää-знать, hän/häntä-он, tuntea-чувствовать, se/sen-то, että-что, sillöin talloin-иногда, временами, varmaan-наверное, ajatella-думать, sillä-потому), minulle-мне, rakas-любимый, käsi/kätensä-рука/его руки, lämmin-теплый, niin-так, syli/sylinsa-объятия/у него на руках, turvallinen-надежный или безопасный, sinne-туда, tahtoa/tahtoisin-хотеть, желать/хотел бы.
С практической точки зрения этот стихотворный текст, разделенный на фразы или словосочетания, можно использовать в разговорной речи, к тому же тема «родственники» (например: финские корни/suomalaiset juuret) допускается при беседе. С грамматической позиции, мы можем получить ответ на вопрос о применении того или другого падежа, вспомнив рифмованную строчку, а не свод правил.
Рекомендую воспользоваться моими советами и выполнить задания:
Задание 20.1
Переведите стихотворение на русский язык (подстрочник)
Задание 20.2
Перепишите каждое предложение стихотворения, переделывая его в соответствии с правильным порядком слов. Определите тип предложения. Выполните работу на финском и русском языке.
Задание 20.3
Выучите стихотворение наизусть.
Грамматический комментарий по теме урока:
Peruslause-простое предложение с подлежащим на первом месте и глаголом-сказуемым на втором.
Objekti-прямое дополнение, обычно находится после глагола-сказуемого.
Objektin sijat-падежами прямого дополнения являются partitiivi и akkusatiivi (аналогичен русскому винительному падежу).
a)partitiivi-падеж прямого дополнения, если:
1) глагол в отрицательной форме/kielto
Minä en tee tätä tehtävää./Я не буду делать эту работу.
2) дополнением является слово, обозначающее вещество/ainesana
Minä ostan leipää ja maitoa./Я куплю хлеба и молока.
3)глагол-сказуемое описывает действие, которое происходит в данный момент или произошло ранее, но целью не было достижение конкретного результата/prosessi kesken
Minä luen kirjaa nyt./Я читаю книгу сейчас.
4) глаголом-сказуемым является так называемый партитивный глагол/partitiivi-verbi
Minä katson televisiota./Я смотрю телевизор.
b)akkusatiivi-падеж прямого дополнения, если отсутствуют выше перечисленные условия, бывает в 3-х формах:
— n-akkusatiivi-совпадает по форме с yksikön genetiivi и используется, если дополнение в единственном числе: Minä teen tämän tehtävän./Я сделаю эту работу.
— t-akkusatiivi-совпадает по форме с monikon nominatiivi и используется, если дополнение во множественном числе: Minä kirjoitan ja lähetän nämä kirjeet./Я напишу и отправлю эти письма.
— päätteetön akkusatiivi-совпадает по форме с yksikön tai monikon nominatiivi и используется, если предложение содержит глагол-сказуемое в императивной, пассивной или в безличной форме, когда подлежащее отсутствует. Этот случай мы рассмотрим, когда будем изучать другие наклонения глагола. Однако, возвращаясь к теме домашнего задания, приведу один пример: Tee(Tehkää) kotitehtävä(kotitehtävät)!
Переведите или догадайтесь по знаку(!), что бы это могло значить?
Что касается выбора падежа прямого дополнения/objektin sija , то существует общее правило: Partitiivi voittaa akkusatiivin.-Партитив победит аккузатив. Из русского текста не ясно, кто кого победит. А финский текст указывает на победителя и побежденного падежем: «Partitiivi»-подлежащее/subjekti, он победит. «Akkusativin»-прямое дополнение или объект действия/objekti, его победят. Подлежащее на 1-ом, объект на 3-ем месте в предложении. Подлежащее в именительном/nominatiivi падеже, т.е. без падежного окончания.Объект в винительном/akkusatiivi падеже с окончанием –n.
Глагол-сказуемое согласуется с подлежащим в лице и числе/yksikön 3.persoona.
Запомните:
-если есть хотя бы одна причина употребить partitiivi в качестве падежа прямого дополнения, он обязательно будет употреблен в предложении;
-если нет причины для употребления partitiivi, тогда только можно поставить прямое дополнение в падеж akkusatiivi, в одну из 3-х его форм.
После Урока 20 будут даны ответы на все задания.
Тема календарных финских праздников будет продолжена во второй части курса. Присылайте вопросы по финскому языку, я отвечу с удовольствием на все.
Onnea! Tapaamisiin uudelleen!