Курс финского: Osaatko suomea? Урок 21
- 21.02.2017
- Автор блога: Наталья Кальвинова
- Категория: Курс финского языка
Урок 21. Paikallissijat/Местные падежи
Рассмотрим теперь так называемые местные падежи. Они действительно связаны с местом нахождения или направлением движения лиц или предметов, о которых говорится в предложении. Понятно, что имя в местном падеже не может быть подлежащим или прямым дополнением. Местный падеж — это падеж обстоятельства.
Местных падежей всего 6: 3 внутренне- и 3 внешне-местных.
Sisäpaikallissijat/внутренне-местные падежи:
1)Inessiivi/падеж нахождения
2)Elatiivi/исходный падеж
3)Illatiivi/падеж вхождения
Ulkopaikallissijat/внешне-местные падежи:
1)Adessiivi/падеж нахождения
2)Ablatiivi/отделительный падеж
3)Allatiivi/направительный падеж
Вопросы к падежам:
(1) Missä?/Где?
(2)Mistä?/Откуда?
(3)Mihin?/Куда?
Как видно, один вопрос относится сразу к двум падежам — к внутреннему и внешнему, но окончания у слов будут разные:
(1)Missä? kaupassa, työssä, huoneessa, kesämökissä, museossa, kaupungissa, laatikossa, kupissa, Suomessa, maassa, Lontoossa
Missä? kauppatorilla, tiellä, kurssilla, pihalla, kadulla, matkalla, asemalla, pysäkillä, pöydällä, kirjahyllyllä, lautasella, Venäjällä, Ahvenanmaalla, maalla, kesämökillä, Krimillä
(2)Mistä? kaupasta, työstä, huoneesta, kesämökistä, museosta, kaupungista, laatikosta, kupista, Suomesta, maasta, Lontoosta
Mistä? kauppatorilta, tieltä, kurssilta, pihalta, kadulta, matkalta, asemalta, pysäkiltä, pöydältä, kirjahyllyltä, lautaselta, Venäjältä, Ahvenanmaalta, maalta, kesämökiltä, Krimiltä
(3)Mihin? kauppaan, työhön, huoneeseen, kesämökkiin, museoon, kaupunkiin, laatikkoon, kuppiin, Suomeen, maahan, Lontooseen
Mihin? kauppatorille, tielle, kurssille, pihalle, kadulle, matkalle, asemalle, pysäkille, pöydälle, kirjahyllylle, lautaselle, Venäjälle, Ahvenanmaalle, maalle, kesämökille, Krimille
Окончания финских местных падежей имеют информацию, которая в русском тексте передается предлогом: в магазине/kaupassa, на рынке/(kauppa)torilla. Это возможно благодаря закреплению за буквой s значения ”внутри”, а за l –” на поверхности”. На практике их так и называют падеж -ssa и падеж —lla. Оба падежа отвечают на вопрос Missä?/Где? и не связываются с направленным движением. Другие 4 падежа указывают на направление движения: от/—lta или к/—lle поверхности, из/—sta или во что?(в этом падеже три вида окончаний).
Они отвечают на вопросы: Откуда?/Mistä? и Куда?/Mihin? При выборе окончания падежа не забудьте выполнить условие гармонии гласных/vokaaliharmonia, т.е. в простом слове все гласные могут быть или заднеязычными/takavokaali(a,o,u) или переднеязычными/etuvokaali(ä,ö,y,e,i). Поэтому окончания падежей, содержащих ”a” представлены в двух вариантах: -ssa/-ssä, -sta/-stä, -lla/-llä, -lta/-ltä. Падеж –lle подойдет к любому слову, так как –e нейтральная гласная. О падеже Mihin?(или Minne?) мы поговорим отдельно. При присоединении окончаний местных падежей в основе слова могут происходить изменения у слов с чередующимися согласными. Как вы уже знаете, все эти имена существительные и прилагательные делятся на две группы- tavallinen ja erikoinen konsonanttiastevaihtelu по одному признаку: понижается или повышается ступень чередования в падеже YKSIKÖN GENETIIVI (см. Уроки 12,14,15). Окончания 5-ти местных падежей (-ssa/-ssä, -lla/-llä, -sta/-stä, -lta/-ltä, -lle), как и окончания yksikön genetiivi –n и monikon nominatiivi –t, закрывают слог (см. Урок 4). У слов с прямым чередованием будет низкая ступень чередования в этих падежах. Слова с обратным чередованием сохраняют высокую ступень чередования во всех падежах (кроме yksikön nominatiivi) Почему? Их основа заканчивается двумя гласными, что является гарантией стабильности структуры (см. Урок 5,10,11).
Примеры:
rakas kukka/rakkaassa kukassa/rakkaasta kukasta/rakkaaseen kukkaan
outo tehdas/oudolla tehtaalla/oudolta tehtaalta/oudolle tehtaalle
heikko koe/heikon kokeen
halpa saapas/halvat saappaat
puhdas katu/puhtaalla kadulla
raitis/raittii-n/raittiissa/raittiista/raittiiseen/raittiilla/raittiilta/raittiille/raittiit, но raitis-ta
Падеж Illatiivi имеет три окончания, соответствующие трём группам слов:
- a) слова из одного слога, оканчивающиеся на долгую гласную или дифтонг (työ, maa):
työ-hön, maa-han
- b) слова из 2-х слогов, оканчивающихся на долгую гласную или с основой на долгую гласную (huone, Lontoo, rakas, tehdas, koe, saapas, puhdas, raitis):
huonee-seen, Lontoo-seen, rakkaa-seen, tehtaa-seen, kokee-seen, saappaa-seen, puhtaa-seen, raittii-seen
- c) слова, оканчивающиеся на краткую гласную, кроме –e, (kauppa, kesämökki, kaupunki, laatikko, kuppi, katu, pysäkki, pöytä, kukka, outo, heikko, halpa, Suomi, lautanen), а также слова на 2 разные гласные (museo, keittiö, asia, tärkeä, kaakao)
kauppa-an, kesämökki-in, kaupunki-in, laatikko-on, kuppi-in, katu-un, pysäkki-in, pöytä-än, kukka-an, outo-on, heikko-on, halpa-an, Suome-en, lautase-en, museo-on, keittiö-ön, asia-an, tärkeä-än, kaakao-on
Отличительная особенность падежа yksikön illatiivi— высокая ступень чередования у всех слов с чередованием.
Почему?
-из-за удвоения последней гласной основы для слов из пункта c) перед окончанием –n;
-в словах из пункта b) основа всегда на долгую гласную, их окончанием будет –seen;
—у слов пункта a) нет чередования, они односложные, и для разделения удваивающихся гласных в конце слов ставят –h-, затем последнюю гласную слова повторяют и новый слог закрывают согласной –n.
Окончания падежа illatiivi можно изобразить схематически:
a)-h(vokaali)n
b)-seen
c)-(vokaali)n
Под словом vokaali надо понимать последнюю гласную основы конкретного слова.
Выводы:
— слова надо заучивать вместе с yksikön genetiivi
-падежные окончания присоединяют к yksikön genetiivin vartalo
-в падеже illatiivi всегда высокая ступень чередования/vahva aste
-окончания четырех местных падежей надо подбирать с учетом vokaaliharmonia
Через местные падежи можно выразить не только место нахождения, но и состояние, деятельность, время. Мы поговорим об этом в следующий раз.
Задание 21.1
Поставьте слова в падежи yksikön genetiivi, inessiivi, adessiivi, elatiivi, ablatiivi, allatiivi:
pankki, lippu, tyttö, rikas, opas, tuote
Задание 21.2
Поставьте слова в падеж yksikön partitiivi, illatiivi
pankki, lippu, tyttö, rikas, opas, tuote
Задание 21.3
Поставьте слова во все местные падежи и сравните с yksikön genetiivi и partitiivi:
kuu, tie, tee, suo, vaikea, asia
Дополнение:
- monikon inessiivi, adessiivi, elatiivi, allatiivi ja ablatiivi отличаются от yksikön inessiivi, adessiivi, elatiivi, allatiivi ja ablatiivi лишь показателем множественного числа/monikon tunnus ”-i-” перед соответствующим падежным окончанием и изменением последней гласной основы по правилам (см. Урок 18)
- monikon tunnus ”-i-” не влияет на чередование согласных в последнем слоге основы, т.е. во множественном числе во всех местных падежах сохраняется ступень чередования единственного числа: низкая в inessiivi, adessiivi, elatiivi, allatiivi, ablatiivi и высокая в illatiivi.
Исключение: в многосложных словах/pitkä sana, monitavuinen sana/ на–kka/-kkä слабая ступень чередования в mon. illatiivi, в отличие от двусложных слов /kaksitavuinen sana/ на–kka/-kkä.
Poikkeus: pitkissä –kka/-kkä-sanoissa mon. illatiivi on heikössä asteessa: mellakka/mellakan/mellakkaan/mellakoihin, verratkaa: palkka/palkan/palkkaan/palkkoihin.
Задание 21.4
Поставьте слова из Задания 21.1 в падежи: monikon inessiivi, adessiivi, elatiivi, ablatiivi, allatiivi и сравните с теми же падежами yksikössä.
Onnea kaikille! Nähdään myöhemmin!