30. Занимательный китайский — Традиционный костюм. Ч.1 Шелк
- 25.03.2008
- Автор блога: Гу-Лицзуй
- Категория: Занимательный китайский язык
30. Занимательный китайский — Традиционный костюм. Ч.1 Шелк
С древних времен Китай, среди близлежащих стран, считался страной
шелка. В европейских странах Китай называли seres , что с древнегреческого переводится
как шелк. В китайском языке шелк обозначается словом 丝(【sī】сы), нежнейший
атлас, тяжелая и плотная парча. Уже в те далекие времена существовали традиционные виды
художественного ткачества и различные технологии окрашивания тканей. Ранние описания
производства шелка относятся к эпохе правления Инь. С далекой древности существовали
станки для размотки шелковых коконов 蚕茧【cánjiаn】, которые помещали в котлы с
горячей водой. Первые станки были снабжены ножным приводом и барабаном для наматывания
нитей. Производительность таких станков достигала 1,5 кг шелковой пряжи в день.
Для перемотки нитей на бамбуковые катушки использовали ткацкие станки 织机【zhījī】.
О первых примитивных станках в шелковом производстве известно с конца 1 тыс.до н.э.
Народная молва присвоила их изобретение искуснейшей пряхе Хуан Даопо, которая в
последствии стала обожествленной покровительницей шелкоткачества.. К концу средних веков
китайцы пользовались сложными станками для производства уже многоцветных узорных шелков.
Шелка с древнейших времен расшивались изображениями мифических животных и сказочных
существ, растительными или геометрическими узорами. Разнообразная цветовая гамма тканей
и рисунки готовых форм способом батика в полной мере раскрывают философские измышления и
подчеркивают единый художественный стиль общепринятый в Китае. Во времена правления
династии Тан древние ремесла по ткачеству и обработке шелковых тканей получили мощный
толчек развития. Из источников тех времен мы знаем о пятидесяти разновидностях шелковых
орнаментов: пионы , жемчужины с зернами риса , драконы и фениксы , дикие гуси в
облаках , дворцы и пагоды , рыбки в водорослях , цветы долголетия , лотос и тростник ,
драконы в цветах и другие. Частота нитей в работах китайских мастеров превосходит в 3
раза аналогичные показатели на лучших французских гобеленах. Первые шелка с
изображениями по типу гобелена появились в эпоху Сун, их называют
кэсы 刻丝【kèsī】 , или гравированный шелк . Мотивы рисунков на ткани нередко
повторяли пейзажи известных художников, или каллиграфические надписи. В парадных нарядах
обязательно присутствовали искусно выполненные художественные произведения с
использованием золотых и серебряных нитей.
Каждую девочку в Китае обучали вышиванию 刺绣【cìxiù】. Знатные мастерицы
использовали в работе дорогие ткани, золотые и серебряные нити, нередко вставляя между
узорами вышивания драгоценные камни. Простолюдинки вышивали методом перекрестных стежков
простыми (но, плотными и яркими нитями) на хлопчатобумажных тканях. Основными сюжетами
для них служили благоположительные символы: Рыбы (карп) символ успеха; Бабочки символ
безмятежной радости, счастья; Цветы лотоса символ верности; Сливы, персики символ
плодородия и изобилия; Птицы символ свободы и радости. Любимые в народе узоры вышивались
синей нитью на белом фоне. Такими традиционными вышивками украшались надкроватные
пологи, которые были обязательной частью приданого невесты. На множестве личных
предметов, одежде платочках, зонтиках, веерах, туфлях, нарядных халатах, кисетах,
подушках, встречается вышивка по шелку. В Сучжоу до настоящего времени сохранилась
уникальная традиция цветной вышивки. Каждая сторона вышитого мотива имеет свое отдельное
изображение. Основные цвета, используемые в традиционной китайской вышивке по шелку
состоят из пяти следующих: синий — олицетворение высшего Ян , символ неба; Белый
олицетворение высшего инь , символ чистоты; Красный символы огня, радости, счастья;
Желтый символы Земли, власти, мечты; Черный символ воды, изменяемости, вечности,
пространства. Готовые шелковые ткани (как вышитые, так и нет) поражают обилием цветов,
фактур , рисунков и узоров. Из этих прекраснейших материалов шьют практически все
классические костюмы и шикарные вечерние наряды, свадебные платья и театральные костюмы,
различные аксессуары и вещи для украшения дома.
По материалам книги В.В. Малявина
«Китайская цивилизация», 2001г.
В следующем выпуске особенности традиционного китайского мужского костюма.